о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Учитель по умолчанию, или Педагогическая харизма

10.02.2011 20:00 Рубрика: Общество


Раиса Васильевна Хворова за более чем 30-летнюю педагогическую жизнь во Владимирском педагогическом университете «заразила» любовью к русскому языку огромное число студентов, ставших учителями, журналистами, писателями, социальными работниками, менеджерами.

Владение родным языком, грамотной и красивой речью стало неотъемлемой составляющей нашей жизни. Ученикам Хворовой как-то неловко было даже плохо управлять своим почерком, сдавая ей письменные работы.

Свыше 10 лет Р.В.Хворова руководила рабфаком - только так мы называли в «ее эпоху» подготовительное отделение педагогического института. Открытый в 1970 году для рабочей и сельской молодежи, почтальонов и демобилизованных солдат факультет под ее руководством ставил целью не только повторение школьной программы и подготовку к вузовскому ритму, но и включение в культурное пространство. После обычных занятий мы изучали легенды и мифы Древней Греции, сказки народов мира, русскую музыку. Экскурсии в музеи Владимира и Суздаля, Третьяковскую галерею, путешествия в Щелыково и Карабиху, в Константиново и Ясную Поляну, посещение областной филармонии и драмтеатра - этот список мы продолжали расширять и после поступления на профильные факультеты. Но для многих из нас именно «классный час» на рабфаке - так назывались в ХХ веке внеаудиторные еженедельные встречи с куратором - становился первым окном в большой мир русской культуры. Еще не было учебного предмета «страноведение», но было громадное стремление педагога приобщить молодежь из глубинки к богатой истории древнего края, еще не сложилась мудрая наука «культурология», не было Интернета, но декану рабочего факультета было понятно, что путь в профессию для студента-педагога должен начинаться с общей культуры в самом широком ее смысле.

Как возникло это понимание ею своего предназначения быть не только преподавателем учебной дисциплины, но и активным, требовательным, даже воинствующим воспитателем начал общекультурной эрудиции будущих учителей? Может быть, из опыта непростого жизненного пути?

Детские годы, пришедшиеся на военное лихолетье, Раиса Васильевна провела в небольшом селе Эликманар, затерявшемся в горах Алтая. Послевоенная юность была связана с текстильным техникумом маленького городка Шуи под рабочим городом Иваново - так решила семья. Стремление к знаниям и духовные искания в конце концов привели отважную ткачиху в Ленинград, в педагогический институт. Здесь стали сбываться самые заветные мечты: в 50-е годы ХХ века великий город восстанавливался после грозных блокадных лет, можно было прикоснуться к величайшим драгоценностям Эрмитажа, своими глазами увидеть несгоревший Ораниенбаум, порадоваться воссозданию пригородных дворцов Петергофа и Пушкина. В чудесные студенческие годы произошла и встреча с будущим мужем - фронтовиком, аспирантом философско-филологического факультета Ленинградского университета, учеником Ю.С.Маслова.

Позже педагогические командировки в другие страны - Вьетнам, Йемен - только усилят неистовое желание передать ученикам то убеждение, которое сформировалось под влиянием ленинградских философско-лингво-культурологических традиций. На всем своем творческом педагогическом пути кандидат филологических наук Раиса Васильевна Хворова неустанно проводит естественную и необходимую для учителя линию: не бояться сложностей профессии, пропагандировать не только знание своего предмета, но и любовь к истории, культуре мира и понимание места родного языка и культуры в картине мира.

Педагог не может быть настоящим учителем, если не отличается высокой требовательностью. У доцента Хворовой, которой в разные годы пришлось руководить и рабфаком, и деканатом по работе с иностранными студентами, есть очень точная формулировка степени педагогической ответственности: спрашивай с себя втрое. Многим из ее учеников эта установка помогла осознать свое место в жизни, научила не бояться критики и бороться за свои убеждения. Мы благодарны Раисе Васильевне за то, что ее неравнодушие, активная жизненная позиция приучили нас быть настойчивыми, не опускать руки и искать выход из самых сложных ситуаций, которыми полна история нашей страны.

В год своего 80-летнего юбилея Раиса Васильевна Хворова продолжает оставаться для нас примером профессиональной чести и достоинства, примером трудолюбия и организаторского таланта. Кроме того, она не перестает радовать удивительной, неподражаемой женственностью, очарованием и вкусом к жизни.

Поздравляем нашего Учителя - Раису Васильевну Хворову - с днем рождения! Желаем здоровья, неувядаемой энергии, радости общения с близкими и друзьями, новых путешествий и свершений и просто ярких солнечных дней, тепла и добра!
Выпускники рабфака ВГПИ: Татьяна Баннова, Николай Золин, Валентина Карева, Нина Варюшенкова, Евгений Кузьминов, Александр Куликов, Галина Варюшенкова, Николай Полянских, Татьяна Хватова и др.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости