о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Светлана Мельникова: «Технический прогресс без культуры - это путь в тупик»

09.12.2010 09:30 Рубрика: Общество


Светлана Евгеньевна Мельникова хорошо известна владимирцам, особенно владимирской интеллигенции. Более двух десятков лет она отдала Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику; работала экскурсоводом, заместителем генерального директора по экскурсионной работе, а в июне этого года стала генеральным директором ВСМЗ, сменив на этом посту Алису Ивановну Аксенову. Недавно Светлана Евгеньевна вернулась из Шанхая, где она приняла участие в XXII Генеральной конференции Международного cовета музеев (ИКОМ). Именно с этого события начался наш разговор.

- Светлана Евгеньевна, расскажите о своей поездке на конференцию ИКОМ. Вы ведь выступали там с докладом?
- Да, на одной из секций я представила доклад «Большой музей в маленьком городе». Но я хочу обратить ваше внимание на главную тему конференции: «Музеи для социальной гармонии». Не правда ли, эта тема для нас очень актуальна? Ведь это та гармония, к которой мы всеми силами стремимся и которой мы никак не достигнем. Основная идея конференции - роль музеев в улучшении жизни города в урбанистической ситуации, и она отнюдь не случайно проходила именно в Шанхае. Шанхай - это город, девизом которого является лозунг «Лучший город - лучшая жизнь»... Здесь я, наверное, буду очень эмоциональна, но увиденное меня просто потрясло. Вы ведь знаете, что есть такое понятие - «китайское чудо». Китай стремится к технологическому прогрессу, добивается высочайших результатов в экономике, в информационном пространстве. Создает город-мечту - а Шанхай это действительно город-мечта - и при этом колоссальное внимание уделяется музеям.

- Я вижу, что Шанхай произвел на вас неизгладимое впечатление. Только не могу понять, вы испытали положительные эмоции - или, скорее, отрицательные?
- Я оптимистка по натуре, но такой… как бы это поточнее определить… озадаченно-раздумчивой я из-за границы не возвращалась, пожалуй, никогда. Кстати, мои дети как-то подсчитали, что я видела больше 50 стран: и переводчиком ездила, и группы сопровождала, и сама путешествовала… А здесь вернулась с чувством обиды: о таком внимании, такой заботе со стороны властей к музеям, которую я увидела в Китае, нам остается только мечтать.

Приведу один пример. Гордость Шанхая - это телебашня. Музей города Шанхая находится внутри башни, и на ее смотровую площадку можно попасть только пройдя через музей. Да, вот такое немножко добровольно-принудительное знакомство с городом… Конечно, я не могла посетить много музеев, как бы мне этого ни хотелось: времени было очень мало, я активно работала на конференции. Доклады, прения… я честно отрабатываю свое пребывание в командировках, и свободного времени остается немного.

Но накануне отлета из Китая у меня оставалось часа полтора, по карте я увидела, что недалеко от гостиницы находится Музей науки и технологии. Я человек глубоко гуманитарный, но все же решила в этот музей зайти. И испытала настоящее потрясение. Я убеждена, что ребенок, который посетил этот музей, плохо учиться не может по определению. Экспозиция начинается с музея природы. Вы попадаете в настоящие джунгли, где падают водопады, где шумит листва - и это всё живое! Из каких-то невероятных современных материалов сделаны животные: жирафы, носороги, змеи, даже пауки. И везде небольшие замаскированные экраны. Если вы хотите что-то получше узнать, вы просто нажимаете на картинку и получаете информацию. Есть нечто вроде подзорных труб; если такую «трубу» направить на животное, то начинается фильм о его жизни в природных условиях. Еще там есть зал робототехники, начиная с роботов Древнего Рима и заканчивая самым современным, который сидит за роялем и играет Шопена.

- Наверное, в Шанхае с музеями все хорошо, на них тратится много средств, как и на прочие чудеса этого мегаполиса… Но ведь это дело нехитрое: обустроить один-единственный город, а в провинции пускай живут, условно говоря, в тростниковых хижинах и довольствуются одной чашкой риса в день…
- Тут я готова с вами поспорить. Шанхай стал определенной моделью города для распространения по Китаю, и таких городов уже немало. Нам удалось съездить еще в два города, с населением всего 5-6 миллионов. Я говорю «всего», потому что по китайским понятиям это очень маленькие населенные пункты, если учесть, что в Шанхае живет более 22 миллионов… В общем, это нечто вроде нашей Судогды в соответствующем масштабе. Когда мы приехали в такую «Судогду», то первое, куда нас повезли, - это музей, в котором открывалась выставка с удивительным названием: «Восточный ветер, дующий с западной стороны». Я ведь о чем, собственно, хочу сказать... Технический прогресс без культурной составляющей - это путь в тупик. Можно дойти до каких угодно технических совершенств, но вот эта нравственная составляющая - именно она отличает человека от животных. И китайцы это понимают.

- Иными словами, власти Китая думают не только о техническом прогрессе, но и о культуре в равной мере. А российские власти - они-то что себе думают, по вашему мнению?
- Я не могу сказать, что вот там, у них, всё хорошо, а у нас всё плохо. Таких разномасштабных и широко представленных по тематике музеев, как в России, думаю, нет нигде. Сейчас в нашей стране 1854 музея, хотя, конечно, большинство из них находится в европейской части. А вот то, что музейное дело финансируется недостаточно - это однозначно.

Новое поколение надо воспитывать. Мы должны понимать, что наши дети попали в очень непростую ситуацию, когда старое уже уничтожено, а новое не конкретизировалось. Коммунистическая идеология рухнула; взамен нее ожидалось бурное духовное возрождение. Но возрождение на основе чего? Вот сейчас возникает ощущение, что на место КПСС претендует РПЦ…

- Это плохо или хорошо?
- Давайте смотреть правде в глаза: вот так, в одночасье, по-настоящему православным население массово стать не может. Сколько у нас людей посещают храм осознанно? Мы же понимаем, что если венчаются в храме или детей крестят, то это еще не значит, что люди восприняли ценности православия и православной культуры. Перед РПЦ стоит грандиозная задача, но она не может быть быстровыполнимой. А где не сеешь - там и не жнешь… А взять хотя бы вот этот пресловутый закон, о церковной реституции… очень многое в нем настораживает. Конечно, я как оптимистка продолжаю надеяться на разумный подход.

- А что именно вас настораживает во взаимоотношениях музейщиков и церкви?
- Например, выступление протоиерея Всеволода Чаплина, председателя отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви и общества. Смотрите, что он говорит: «...я убежден, что ненормально то положение, когда в музеях хранятся тысячи икон XIX века, не нуждающихся в специальном уходе и эксплуатирующихся в коммерческих целях для организации выставок за рубежом, после которых, как известно, экспонаты не возвращаются». Вот такие заявления! И дальше по тексту: «…давайте говорить правду: фрески Рублева в Успенском соборе города Владимира были испорчены реставраторами в 70-е годы… Ошибок музейщиков и реставраторов в этом деле в разы больше, чем церкви. И если бы церковь получила половину тех средств, которые музейщики получают на реставрацию икон, то все работы были бы произведены гораздо качественнее и, главное, на большем уровне честности».

По поводу реставрации хочу привести лишь один пример. В XIX веке появился такой прекрасный материал, как цемент, легкий в исполнении, прочный, надежный… А когда мы начали вести работы по укреплению порталов в Рождественском храме в Боголюбове - обнаружили там цемент, который впитался в белый камень. При попытках удалить его белый камень сильно разрушается. То же самое и с реставрацией фресок - вот такие были тогда методы, тоже считались идеальными. Как можно сейчас упрекать реставраторов 70-х годов прошлого века? Мы ведь не упрекаем медиков Второй мировой войны, что у них гибли люди, потому что не было антибиотиков… Время идет, появляются новые способы, новые материалы. Упрекать, что в 70-е годы что-то было сделано «не так» - это, по крайней мере, не совсем этично…

А сегодня в Успенском соборе главная проблема - как наладить в нем правильный температурно-влажностный режим, который невозможно создать без установки современного и очень дорогого оборудования. Музей, который отвечает за состояние фресок и вообще всего храма, неоднократно поднимал этот вопрос.

Можно посмотреть, как в других городах решают вопрос сохранения бесценного наследия. Взять хотя бы часовню в итальянском городе Падуя, где хранятся фрески Джотто. К ней пристроено специальное помещение, которое не позволяет наружному воздуху проникнуть внутрь. И людей туда сразу не пустят: некоторое время они должны побыть в этом «тамбуре», посмотреть фильм о реставрации фресок. А за эти 15-20 минут одежда экскурсантов приобретает температуру окружающей среды. Протоиерей Чаплин обвиняет музейщиков в коммерциализации... А когда на входе храмов выставляются многочисленные столы с различным церковным товаром - разве это не коммерциализация? Попробуйте войти, например, в церковь Покрова на Нерли - там же все заставлено киосками… Вот не хочется превращать наши отношения со священнослужителями в бесконечную перебранку!

- Давайте вернемся к музейным проблемам. Вы сказали, что музеям не хватает государственного финансирования…
- Еще нам катастрофически не хватает помещений. Мы даже не можем себе позволить создать музей современной истории. Возвращаясь к началу нашего разговора: в Шанхае для музеев специально строят новые здания, с учетом применения новых технологий, а главное - с учетом возможности хранения бесценных экспонатов. Мы же храним наши сокровища в приспособленных помещениях - это более 400 тысяч единиц хранения.

После известного скандала с хищениями в Эрмитаже министерство устроило всем музеям фронтальную проверку. Я считаю, что результатами этой проверки наш музей-заповедник может гордиться. Кстати, все недостачи мы открыто назвали на своем интернет-сайте, и была большая статья Алисы Ивановны Аксеновой с объяснениями.

У нас обнаружена недостача 64 предметов. Что это за предметы? Например, после выездной выставки мы недосчитались одной ленты «Посвящение в рабочий класс», шеврона с эмблемой белорусской ССР, вымпела «Победитель соцсоревнования» и тому подобное; исчезли два плаката 1984 года… Были и кражи прямо из экспозиции. Например, в 1988 году из музея «Часы и время» были украдены часы 40-х годов, это обнаружилось после прохождения экскурсионной группы. Или вот типичная история для всех музейных фондов: чашка с блюдцем - это два предмета или один? Как их считать и учитывать? Кстати, сразу после проверки у нас в списке недостач было 80 предметов. Пять предметов, украденных из исторической экспозиции города Суздаля, были найдены милицией и возвращены музею. Многие предметы, в том числе мелкие археологические находки, были обнаружены в ходе продолжающихся собственных проверок.

Когда я вступала в должность гендиректора - знаете, как было страшно? Ведь в фондах есть драгоценные металлы, есть бесценные иконы, и за все 400 с лишним тысяч экспонатов я отвечаю лично. Когда в музее санитарный день, я должна просто принимать валидол! Потому что каждую вещь хранители моют (как говорят музейщики - обеспыливают), но ведь они живые люди, могут уронить, а вещи бывают такие хрупкие…

- Итог нашего разговора, Светлана Евгеньевна, мне видится в следующем. Когда же в нашем российском обществе закончится бесконечный передел? Когда мы перестанем делить все на свете на «свое» и «чужое»? Глядя на заграницу, мы не используем уже достигнутое человечеством, а пытаемся изобрести очередной «свой» велосипед. Даже отечественная история (а к музейному делу это имеет непосредственное отношение) у каждой общественной группы - «своя». Одним надо вернуть исключительно церкви, другим - красные флаги, третьим - заводы и пароходы… А то, что при очередном переделе развалится, например, хорошо поставленное музейное дело, обострится и без того нелепая политическая борьба или обвалится непрочная экономика, - никого не волнует. Сколько можно делить, разрушать? Когда же мы начнем строить? Не знаю, согласитесь ли вы с этим…
- Пожалуй, да. И хочу подчеркнуть, что важная роль здесь принадлежит государству. Именно государство должно способствовать объединению и созиданию, а не разногласиям. Будем надеяться, что наши законодатели станут мудрее, а исполнители законов хотя бы вдумчивее. Беседу вела Елена Левицкая.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости